Как получить товар взамен ремонтируемого?

obmen

На каком основании возникает право получить подменный товар?

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков в товаре покупатель может во всех случаях потребовать от продавца возмещения убытков, а также предъявить одно из нескольких требований, предусмотренных данной статьей, в частности, о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара.

При этом п.2 ст.20 Закона предусмотрено, что при предъявлении такого требования в отношении товаров длительного пользования покупатель вправе рассчитывать на безвозмездное предоставление аналогичного товара на время ремонта или замены. Об этом также необходимо заявить продавцу, который обязан выполнить требование в трехдневный срок. На основании ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей», товар на время ремонта представляется безвозмездно, он должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, что и товар, который будет в ремонте. Доставка обеспечивается за счет того, кому предъявлено требование. После устранения недостатка товара потребитель обязан вернуть товар.

Что нужно знать, отправляясь в магазин?

Какие товары не заменяются на период ремонта?

Чем может помочь юрист?

  • определит, были ли соблюдены права потребителя на предоставление иного товара на время ремонта;
  • подготовит претензию;
  • при отказе ее добровольно удовлетворить требования потребителя, подготовит иск в суд; будет представлять интересы в суде, заявит необходимые по делу ходатайства;
  • подготовит апелляционную жалобу или возражения на апелляционную жалобу ответчика.

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. В него входят:

  • автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
  • мебель;
  • электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
  • электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
  • гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.
  • Указанные в скобках примеры конкретных товаров не образуют закрытый перечень, что подтверждается судебной практикой.

Какие действия должны выполнить стороны?

Форма требования о предоставлении аналогичного товара на время ремонта или замены законодательно не определена, но желательно представить отдельное письменное заявление или указать требование в заявлении о ремонте товара, так как в случае рассмотрения дела в суде, часто возникают споры о том, было ли заявлено такое требование и каковы сроки его предъявления (см., напр., Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 4 июня 2013 г. по делу N 33-937). Также добровольно сторонами может быть оформлено письменное соглашение о сроках производства ремонта (не может превышать 45 дней). В обязательном порядке продавец в момент выдачи отремонтированного товара должен предоставить покупателю документ, содержащий сведения об обращении с требованием об устранении недостатка, передаче товара для устранения, окончании ремонта, передаче товара потребителю, устраненном недостатке и материалах и деталях, использованных при ремонте (п.3 ст.20 Закона).

При рассмотрении подобных дел в суде потребитель праве требовать уплату неустойки за нарушение сроков проведения ремонта, за нарушение срока предоставления товара на период ремонта. Если нарушены сроки производства ремонта, истец также вправе заявить требование о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы, в том числе неустойки за нарушение срока возврата стоимости товара, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50% от присужденных сумм за отказ добровольно удовлетворить требования (см., напр., Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу N 33-1733). Согласно ст.23 Закона, неустойка в указанных случаях составляет 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.