Закат малого предпринимательства

В настоящее время на розничном рынке в России доля сетевого ритейла (присутствия на рынке сетевых магазинов) около 50%. При этом для комфорта потребителей и развития производства важно разнообразие торговых форматов. Маленькие магазины, базары и ярмарки важны как канал сбыта фермерской продукции.

52daa5fc-ab87-4153-b872-6f252637647f_w987_r1_s

На практике присутствие малого бизнеса в розничной торговле продолжает сокращаться —  его вытесняют крупные торговые сети, которые в условиях кризиса продолжают наращивать свое присутствие в регионах.

Оборот розничной торговли в России падает (в первом полугодии 2016 года, по данным Росстата, падение составило 5,7 %.), но темп роста выручки сетей тем временем увеличивается: выручка «Ленты» в первом полугодии 2016 года выросла на 21,9 %, в том числе за счет открытия новых гипер- и супермаркетов. «Магнит» в первом полугодии выручил почти на 15 % больше, чем за тот же период в прошлом году, нарастил сеть почти на 800 новых магазинов (буквально 4 магазина / день). Открывала новые дискаунтеры и сеть «О’кей», нарастив выручку на 10,1%. При этом в этот же промежуток времени сократилось численность малых торговых объектов на 7 %.

Мнение анлитиков

По мнению Александра Жаркова – председателя совета «Опоры России»: региональное руководство формально не поддерживают развитие сетей за счет малого бизнеса, однако зачастую чиновники убеждены в том, что сети платят больше налогов и работать с ними проще.

Замминистра Минпромторга Виктор Евтухов считает, что одним из критериев оценки деятельности органов исполнительной власти регионов является степень превышения нормативных минимумов в сфере торговли, установленных Постановление Правительства от 09 апреля 2016 года. Ведь для поддержания комфортного существования малых торговых объектов и стимуляции открытия новых торговых объектов необходимо создание соответствующих условий властью.

В результате происходящего страдают потребители, которые в силу кризисного состояния экономики страны (согласно данным Росстата, доходы россиян продолжают снижаться, по итогам первого полугодия 2016 года доходы рухнули на 5% в сравнении с предшествующем) не могут позволить себе воспользоваться услугами магазина шаговой доступности, т.к. стоимость товаров в «гастрономической радости» в силу объективных причин выше чем в крупных сетевых холдингах.
Источник